В 2005 году Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма" исполнилось 55 лет.

В общем потоке времени, пять с половиной десятилетий, сравнительно небольшая веха. Однако истинный масштаб пройденного преобразующего и динамического пути определяется насколько целеориентированной была значимость деятельности большого числа профессорско-преподавательского состава, который сформировал уникальное образовательное наследие и внес существенный вклад в институциональную систему подготовки востребованных высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту Российской Федерации.

В конечном итоге это была высочайшая заслуга содеянного труда целого поколения истинных профессионалов, новаторов-педагогов, ученых и специалистов по разным аспектам образовательного и учебно-тренировочного процессов, личностные качества и богатое педагогическое наследие которого становятся в настоящее время все более значимыми, полномасштабными и востребованными.

С полным правом это позволяет утверждать о сформированности Смоленской профессионально-педагогической школы обучения и подготовки достойных специалистов по физической культуре и спорту, занимающей реальное место в системе высших учебных заведений отраслевого профессионального образования Российской Федерации.

Качественно и динамично видоизменилась академия за 55 лет. В настоящее время на трех функционирующих факультетах и 16 кафедрах обучается 1766 студентов и аспирантов, работает 156 преподавателей, среди которых докторов наук, профессоров – 6 человек; докторов наук, доцентов – 2; кандидатов наук, профессоров – 10; кандидатов наук, доцентов – 33; кандидатов наук, доцентов – 41.

За 55 лет институтом было подготовлено более 15 тыс. специалистов различных специализаций и специальностей, из них дипломы с отличием получили 1011 человек. Выпускники института эффективно работают практически во всех регионах Великой России, в ближнем (Украина, Белоруссия, Молдова, Литва, Латвия, Эстония, Грузия, Казахстан) и дальнем зарубежье (США, Италия, Канада, Германия и др.). При этом их профессиональное педагогическое кредо имеет очень широкий диапазон деятельности: это общеобразовательные учреждения, колледжи и ВУЗы; ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ и училища олимпийского резерва, национальные команды, осуществляют управленчески-организаторскую работу. Без сомнения вызывают чувство гордости наши выпускники самобытные педагоги-новаторы, тренеры, блестящие менеджеры. Это – доктор педагогических наук, профессор В.Н.Шаулин, профессор В.Н.Костюченков, О.А.Андриевский, Г.Н.Шибаев, В.П.Карпов, В.И.Борлов, А.М.Лысаков и др.

В настоящее время институт располагает 4 учебными корпусами, 11 специализированными залами, роликодромом, стадионом с двумя футбольными полями, комплексом метательных секторов. Имеется три студенческих общежития, учебно-компьютерный центр, библиотека с фондом 160 тыс. экземпляров научной и учебно-методической литературы, современный, оборудованный компьютерной техникой читальный зал, медико-санитарная часть, оборудованный центр физической реабилитации и восстановления.

Анализируя исторические истоки, связанные с основанием академии, следует отметить, что ее деятельность началась на фундаменте техникума физической культуры, в стенах которого (за период 1929-1950гг.) было подготовлено 900 специалистов средней квалификации по физической культуре спорту. С первых дней Великой Отечественной войны по зову сердца абсолютное большинство преподавателей и учащихся ушли на фронт и многие геройски пали смертью за нашу Родину. Это преподаватели техникума Ф.И.Белинский, А.Г.Галицкий, А.Г.Крюков, А.Д.Шматков, С.К.Смирнов, И.Н.Семченков, Н.А.Щавелев.

Уникальным событием по своей спортивной значимости, силе человеческого духа и воли являются мировые рекорды, установленные в первый день войны – 22 июня 1941 года преподавателем техникума, мастером спорта Иваном Шкодиным по спортивной ходьбе на 3 км (12 мин 01 с) и 5 км (20 мин 51 с). После финиша окружившие спортсмена многочисленные зрители услышали две знаменитые фразы: "Сегодня я побил мировые рекорды, а завтра вот также пойдем бить нашего врага. Победа будет за нами!".

В 1943 году при переправе через Днепр Иван Шкодин был смертельно ранен и скончался 13 октября. Похоронен он со всеми воинскими почестями в братской могиле в деревне Тошань, что под Киевом. Вечная ему память и покой! На мемориальной доске в академии имя Ивана Шкодина навечно высечено золотыми буквами!

В апреле 1950 году Постановлением Совета Министров СССР было принято решение об открытии Смоленского государственного института физической культуры. И 1 сентября этого года 100 студентов первого набора переступили порог института, чтобы настойчиво учиться и осваивать сложное профессионально-педагогическое мастерство.

За 55 лет существования института и академии сменилось несколько поколений профессорско-преподавательского состава, которые передавали свои глубокие знания студентам разных годов обучения. С известной степенью условности можно выделить четыре поколения высококвалифицированных специалистов, которые трудились в институте в разное время со дня его образования. При этом смена поколений проходила постепенно с формированием лучших традиций в нашем ВУЗе.

На первом этапе (1950-1952 гг.) исключительно высокообразованные и самобытные педагоги-новаторы, пришедшие из разных областей педагогических и медицинских знаний, явились первым поколением ученых и педагогов института. Нельзя без волнения и особого уважения отметить первого ректора института Н.А. Никонова, старших преподавателей С.М. Виноградова, И.В. Брион, Б.Л. Трегубову, О.Н. Соколову, С.В. Эрдман, Н.А.Соболеву, Н.Н.Бочкареву, А.Я.Величкину, А.Н.Хазана, которые явились основателями всего воспитательного и учебного процесса молодого ВУЗа. Этому поколению выпала интересная судьба быть свидетелями и участниками первых успехов и трудностей, пережит время послевоенного лихолетья, открыв широкую дорогу дальнейшего развития института, дорогу в большое будущее.

Ко второму поколению педагогов относятся те, кто окончил два крупнейших научных и учебно-методических ВУЗа страны – ГЦОЛИФК и ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта – и были направлены в период 1951-1954 гг. для работы в институт. Их неоценимый вклад в формирование кадрового потенциала нашего ВУЗа огромен. В 1951 году в институт прибыли выпускники ГЦОЛИФКа А.А.Золотухин, Н.С.Сергеева, В.А.Зыков, В.А.Акимов, выпускники ГДОЛИФКа им. П.Ф.Лесгафта – Л.Л.Федоров и Н.А.Машков.

В 1952 году для формирования спортивно-педагогических и специально-теоретических кафедр прибыли выпускники ГЦОЛИФКа В.М.Червяков, А.С.Бормотов, В.Г.Богданов (кафедра гимнастики), В.Г.Семенов, В.М.Брушко (кафедра легкой атлетики), Е.Г.Терехин, Л.Я.Гусева (кафедра лыжного спорта), а также выпускники ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта А.Д.Брейкин, И.А.Панин (кафедра спортивных игр), Л.А.Дружинина (кафедра гимнастика) Б.П.Шахин (кафедра теории физической культуры).

Пополнение молодыми специалистами продолжалось и в последующие годы. В частности, вновь прибывают выпускники ГДОИФК им П.Ф.Лесгафта – К.П.Леонтьев, И.М.Приставкина (кафедра спортивных игр), В.И.Скобликов, Б.А.Морозов (кафедра легкой атлетики), В.И.Хаймина, Л.Н.Сухарев (кафедра велоконьков и плавания); из Московского института – Р.Р.Лемзель, Е.И.Шолохов, В.В.Ермаков (кафедра лыжного спорта). Такой уникальный педагогический симбиоз двух лучших научно-образовательных высших профессиональных школ предопределил на многие годы вперед высокий уровень учебно-воспитательного и тренировочного процессов и успешность подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту.

В течение 17 лет (1951-1968 гг.) ректором института являлся доцент П.К.Губа, на долю которого выпало архисложное время формирования и становления всей инфраструктуры ВУЗа. Это была яркая личность высокообразованного специалиста-педагога, который также был выпускником ГДОИФК им. П.Ф.Лесгафта. Его неутомимая созидательная и организаторская деятельность была сосредоточена на преобразовании всей учебной методической и спортивной сферы института. Огромную помощь в первые годы работы института оказали наши ведущие смоленские ВУЗы – медицинский и педагогический. Особенно значимой эта помощь была для медико-биологических кафедр и кафедры иностранных языков. В частности, заведующий кафедрой анатомии СГМИ профессор Л.А.Шангина в течение двух лет осуществляла лекционные и семинарские занятия, принимала экзамены. Это была неоценимая и бескорыстная научно-педагогическая помощь нашим молодым педагогам, нашему молодому ВУЗу.

В дальнейшем формирование гуманитарных, специально-теоретических и медико-биологических кафедр планомерно осуществлялось высокопрофессиональными специалистами по различным дисциплинам, которые были приглашены для работы в институт.

Исключительно важную роль и заметный вклад в деятельность института внесли доктора наук, профессора В.М.Волков и И.И.Бахрах, Э.А.Городниченко, А.Д.Ганюшкин, Р.Н.Дорохов, А.Г.Егоров, кандидаты наук, доценты И.М.Попов, В.Д.Антипов, Н.М.Петелин, В.Н.Катаев, И.Ф.Зоркин, П.И.Иванов, В.П.Чаплин, А.Ф.Шаченков, А.С.Зайцев, О.С.Тарасова, И.У.Канаева, Б.Г.Терещенко, В.Т.Салымов, А.П.Василягина, Б.И.Беляков, доценты Г.П.Чернова, К.М.Быков, В.М.Шамин, Е.К.Малиновский, О.Ф.Солдатов, старшие преподаватели В.А.Иванова, Г.С.Саморуков, М.П.Дергунов, Г.М.Рябенков, Герой Советского Союза Г.М.Молчанов, Л.А.Зоркина, Б.Н.Кувшинов, В.Н.Рыженков и Л.И.Рыженкова.

Весьма примечательно, что научно-педагогические школы профессоров В.М.Волкова, И.И.Бахраха, А.Д.Ганюшкина, Р.Н.Дорохова, А.Г.Егорова актуальны и сегодня развиваются в оригинальных исследованиях и трудах их учеников и последователей.

Именно второе поколение (период 1951-1956 гг.) и выше перечисленные ученые и педагоги положили начало системной разработке учебных планов и учебных программ, изданию первых учебных и учебно-методических пособий для студентов института. Этим педагогам выпала не менее сложная доля жить и трудиться во времена "хрущевской оттепели", "брежневского застоя" и постоянных в этих условиях перестройки в государственных и общественных формах управления спортивно-физкультурным движением. В этот период "перестроечной суеты" институт вынужден был находить эффективные пути подготовки высококвалифицированных специалистов по физической культуре и спорту.

В истории академии с высоты 55-летнего пройденного пути можно особо отметить, что дальнейший научный и образовательный потенциал и модернизация всей инфраструктуры учебного спортивного комплекса по праву связана с ректором института доцентом Ю.Р.Порешом (1968-1979 гг.), который на рубеже 70-80 годов прошлого столетия реализовал титаническую перестройку ВУЗа.

Это был период коренной реконструкции стадиона, строительство нового корпуса общежития, укрепление кадрового потенциала из числа молодых выпускников ВУЗа, многие из которых окончили аспирантуру и защитили кандидатские и докторские диссертации.

В структуре института в этот период были открыты и успешно работали следующие профессионально-образовательные подразделения:
Малаховский филиал государственного института физической культуры (директор к.п.н., доцент О.Ф.Солдатов);
Учебно-консультативный филиал в г. Брянске (декан Е.Гоголевский);
Школа тренеров (заведующий Ж.М.Деменюк), действующая на правах среднего профессионального учебного заведения с 2-х годичным сроком обучения.
Третье поколение ученых и специалистов составляли те, кто наиболее продуктивно трудился в институте с начала 60-х до начала 90-х годов. Это были, главным образом, выпускники института, многие из которых успешно окончили аспирантуру. Число представителей третьего поколения слишком велико, чтобы всех перечислить, образно говоря, пофамильно. Вот только некоторые представители из этой профессиональной команды: профессора доктор биологических наук, профессор В.П.Луговцев, доктор педагогических наук, профессор В.П.Губа, доктор педагогических наук, доцент В.А.Быков, профессора Л.Ф.Кобзева, О.Е.Лихачев, В.С.Приставкин, А.М.Докторевич, В.П.Шукаев, Р.М.Тухватулин, В.А.Перепекин, С.В.Легоньков, А.В.Мальчиков, к.п.н., доценты А.П.Хренов, А.И.Павлов, В.П.Пойманов, В.Ф.Лазарев, А.Б.Куделин, Г.Н.Грец, В.П.Луговской, В.Н.Зайцев, А.В.Пирог, А.В.Гурский, Е.А.Фомина, Н.П.Копьев, А.Р.Глебов, В.Т.Дударев, И.А.Грец, Н.И.Тронин, Л.П.Грибкова, Н.П.Дроздова, В.С.Карпов, В.Г.Войтов, В.Н.Чернова; доценты Л.Г.Конов, А.Н.Политухин, Г.П.Кореневская, Л.Т.Ромашова, В.А.Николаев, В.А.Смольянов, П.В.Мелехов, А.В.Дворецкий, В.С.Виноградов, Г.В.Носов, Т.К.Комарова, Л.А.Гурская, В.А.Пегов; к.б.н., доценты А.В.Ромашов, А.А.Николаев, И.К.Шашкевич, З.Е.Косенкова, Н.И.Смольякова, Т.С.Дорофеева и многие другие.

Развивая спортивную науку и трансформируя передовой опыт педагогической мысли лучших ВУЗов страны, это поколение активно внедряло в образовательный процесс со студентами весь накопленный потенциал созданный их предшественниками, эффективно обеспечивая переход на новые нормативно-программные стандарты профессионального образования.

На этапах дальнейшего функционирования ВУЗа следует отметить позитивную деятельность последующих ректоров института – доцента А.Н.Куксина (1979-1986 гг.) и профессора А.С.Селиванова (1986-1998 гг.), которые успешно осуществляли процесс перестройки института в новых социально-экономических условиях Российской Федерации.

Четвертое, нынешнее, поколение профессорско-преподавательского состава те, кто работает в институте с первой половины 90-х годов прошлого столетия и по настоящее время. Это, главным образом, выпускники института и аспирантуры и пришедшие педагоги из других высших учебных заведений. Профессионально-педагогическая деятельность этого поколения, вместе с которыми работают целая группа ученых и педагогов старшего и среднего поколения, совпала с глобальными переменами в России, с переходом на изменение социально-экономических условий, что требовало поиск путей перехода к жизнедеятельности института в условиях рыночной экономики.

В 1989 году была открыта Олимпийская Академия Запада России (президенты: профессор А.С.Селиванов (1989-1998 гг.), профессор С.А.Кореневский (с 1998 г. по настоящее время). Ее деятельность была сосредоточена на реализации хартии и принципов Олимпийских игр и олимпийского образования, их активное внедрение в систему физического воспитания населения, школьников и молодежи. В этой связи весом вклад в развитие теории и методологии олимпийского воспитания и олимпийского образования доктора философских наук, профессора А.Г.Егорова. Глубокие инновационные исследования, осуществленные А.Г.Егоровым и его учениками – кандидатами педагогических наук К.Н.Ефременковым, Р.А.Пирожниковым, М.А.Захаровым, были удостоены высокого признания на отечественных и международных конференциях и конкурсах.

Решающую роль в подготовке современных высококвалифицированных специалистов на всех этапах развития академии бесспорно играла и играет подготовка научных кадров из числа преподавательского состава. В настоящее время свыше 60 % из общего числа работающих педагогов имеют ученые степени и звания. На начальном этапе становления института академическая и спортивная наука, в основном, носила прикладной, методический характер. Переломным с точки зрения научной квалификации преподавателей и развития науки стал 1960 год, когда после учебы в аспирантуре и защиты диссертаций приступили к работе в институте кандидаты наук Б.Н.Смирнов (кафедра гимнастики), Н.М.Петелин (кафедра лыжного спорта); В.М.Волков (кафедра физиологии). Дальнейший динамичный рост научно-педагогических кадров и активизация спортивной науки в институте были связаны с эффективной деятельностью проректоров по научной работе Б.Н.Смирновым (1950-1958 гг.), М.Д.Оробинским (1958-1960 гг.), И.Ф.Зоркиным (1960-1964 гг.); Н.С.Гончаровым (1964-1969 гг.), И.М.Поповым (1969-1982гг.), В.В.Ермаковым (1982-2004 гг.).

За 55 лет в институте подготовлено 20 докторов наук и 105 кандидатов наук и доцентов. Если с 1970 по 1995 год было защищено 3 докторские и 42 кандидатские диссертации, то с 1996 по 2005 г. – 7 докторских и 35 кандидатских диссертаций.

Научной гордостью академии являются его выпускники: доктор медицинских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы И.И.Бахрах; доктор биологических наук, кандидат педагогических наук профессор Э.А.Городниченко; доктор биологических наук, профессор В.П.Луговцев; доктор педагогических наук, профессор В.Н.Шаулин; доктор педагогических наук, профессор А.Ф.Калашников; доктор педагогических наук, профессор Ю.П.Галкин; доктор педагогических наук, профессор В.В.Становов; кандидат психологических наук, профессор А.Д.Ганюшкин; кандидат психологических наук, доцент М.В.Приставкина (работающая в одном из университетов Канады).

В последние годы, наряду с конкретными исследованиями в отдельных областях научных знаний изучение проблем физической культуры приняло комплексный характер. В научных исследованиях усилились дифференциация и интеграция различных спортивных дисциплин и научных направлений. Ученые, аспиранты и соискатели ведут исследования важнейших фундаментальных и прикладных проблем физической культуры и спорта. В настоящее время выполняется следующая проблематика:
Специфика и содержание адаптации опорно-двигательного аппарата детей, подростков, лиц разного пола и подготовленности к различным видам спортивной деятельности;
Разработка концепции соматических особенностей и физических качеств детей и подростков;
Формирование и совершенствование структуры двигательных действий в циклических, ациклических, смешанных и сложнокоординационных видах спортивных упражнений;
Обоснование средств, методов и технологий восстановления и повышения работоспособности организма детей, подростков и спортсменов;
Мониторинг уровня физического развития и физической подготовленности детей, подростков, учащейся молодежи, учитывая региональные условия;
Разработка и обоснование технологии физической адаптации инвалидов на основе физкультурно-оздоровительной деятельности;
Технология оздоровления различных социально-демографических групп населения;
Модернизация и научное обоснование системы управления подготовкой специалистов физической культуры и спорта на современном этапе;
Физкультурно-спортивная специализация как форма первичной профилактики потребления психоактивных веществ.
Следует особо отметить актуальные и прикладные исследования, проводимые учеными института. Инновационным и перспективным направлением является изучение и экспериментальное обоснование адаптации двигательного аппарата спортсменок к циклическим локомоциям максимальной мощности, осуществляемое профессором В.Г.Семеновым. Автор впервые раскрыл компенсаторно-приспособительные мехнизмы работающих мышц в биокинематической цепи двигательного акта и построил теорию этого явления. Разработал функционально-прикладную модель и описал технологическое содержание этапов долговременной адаптации, что послужило основой для рационализации структурно-избирательных средств при построении специальной физической подготовки спортсменок.

Научные проекты, представленные профессором В.Г.Семеновым, на международных конкурсах в 2000 и 2003 (совместно с Е.П.Врублевским и В.П.Луговским) годах, проводимых Европейской легкоатлетической ассоциацией (EAA), были отмечены научным жюри высокими наградами.

В 2004 году доценту Е.П.Врублескому за разработку и результаты исследований по теме: "Индивидуализация подготовки спортсменок в скоростно-силовых видах легкой атлетики" была присуждена Первая премия на научном конкурсе EAA.

Заслуживает пристального внимания актуализация комплексных исследований профессора Р.Н.Дорохова и его научной школы, связанные с проблемой изучения соматических особенностей и физических качеств у детей, подростков и юных спортсменов (по данной проблематике успешно защищено 6 докторских и 39 кандидатских диссертаций (научный руководитель – доктор медицинских наук, профессор Р.Н.Дорохов). Полученные результаты определяют существенно новые положения интегративной антропологии в теоретическом и практическом плане, позволяющие прогностически объективизировать рост и развитие ребенка в медико-биологическом и педагогическом аспектах.

Следует отметить, что в рамках данной проблемы профессор В.П.Губа успешно развивает новое научное направление, получившее название – морфобиомеханика двигательных действий. Автором (совместно с аспирантами и соискателями) в проведенных исследованиях достоверно показано, что биомеханические характеристики техники движений в сравнении с морфологическими признаками применительно к выборке в любом виде спорта или индивидуально позволяют объективно рассматривать их необходимую рациональную сопряженность для достижения планируемого спортивного результата. Обобщенным итогом проведенных исследований является зашита четырех докторских и более 25 кандидатских диссертаций.

Одной из приоритетных научных проблем является обоснование новой концепции организации и содержания формирования и совершенствования у детей, подростков, юных высококвалифицированных спортсменов спортивной техники в циклических (лыжный спорт, коньки, шорт-трек) и ациклических (хоккей) видах спорта, которая в течение последних 30 лет разрабатывается профессором В.В.Ермаковым совместно с аспирантами и соискателями). Выполнен ряд оригинальных и важных исследований, основанных на системно-структурном подходе, в результате чего вскрыты новые закономерности техники двигательных действий в изучаемых видах спорта и защищено 17 кандидатских диссертаций.

Следующим принципиально важным научным направлением является разработка и экспериментальное обоснование спортивно-медицинских аспектов проблемы биологического возраста подростков, которое под руководством профессора И.И.Бахраха входило в программу Госкомитета по науке и технике и комплексный план важнейших исследований Госкомспорта СССР и РФ. Основу данного направления составили научные данные нормирования нагрузок и управления физическим воспитанием детей и подростков. Полученные результаты представлены в учебнике "Спортивная медицины" для студентов высших учебных заведений по физической культуре (в соавторстве) и в учебных пособиях "Детская спортивная медицина" и "Спортивная медицина и лечебная физическая культура". Основные теоретические положения и методические рекомендации опубликованы во Франции, Чехословакии, Кубе. Под научным руководством доктора медицинских наук, профессора И.И.Бахраха защищены одна докторская и 11 кандидатских диссертаций.

Знаковой вехой для академической и спортивной науки является успешное с 2000 года функционирование в академии диссертационного совета по присуждению ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.04 (председатель доктор педагогических наук, профессор В.Г.Семенов). Решение ВАК является признанием существенного вклада ученых и специалистов академии в разработку актуализирующих прикладных проблем физической культуры и спорта. За прошедший период деятельности диссертационного совета соискателями защищено 52 кандидатских диссертаций по проблемам формирования физической культуры и здорового стиля жизни человека; человек в экстремальных условиях двигательной деятельности; организационное, правовое, ресурсное и информационное обеспечение сферы физической культуры и спорта. Весьма показательно, что соискатели представляли широкий диапазон городов Российской Федерации. Это – Смоленск, Москва, Республика Беларусь, Калининград, Самара, Брянск, Калуга, Вятка, Великие Луки и др. Главнейшей целью дальнейшей работы диссертационного совета остается неукоснительное выполнение требований ВАК – качество научности, теоретической и прикладной значимости диссертаций для инфраструктуры физической культуры, спорта и туризма.

В 2005 году, учитывая высокий образовательный и научный потенциал профессорско-преподавательского, надежную подготовку высококвалифицированных специалистов и успешную деятельность диссертационного совета института, Министерство образования и науки РФ преобразовал ранг института в академию физической культуры, спорта и туризма. Мы вновь вступили в эпоху перемен, изменился статус выпускаемых специалистов. Согласно новому плану предусмотрен выпуск бакалавров и магистров по физической культуре.

За 55 лет существования института (академии) интеграция его развития была неразрывно связана с совершенствованием спортивно-педагогического мастерства студентов, как неотъемлемой части профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов. Уникальность высших учебных заведений физической культуры заключается в том, что их целеполагание связано с решением проблемы воспроизводства человеческого капитала не только для нашей отраслевой инфраструктуры, но и в масштабах всего государства. Следовательно, специфика профессионально-педагогической деятельности выпускников должна быть направлена, прежде всего, на оздоровление нации, повышение жизнестойкости и формирование здорового стиля жизни всех слоев населения.

Вот почему спортивно-педагогическое мастерство рассматривается как своеобразный профессионально-образовательный и тренировочный "полигон", где происходит формирование педагога-тренера, педагога-методиста, владеющего методиками оздоровительных форм физической культуры, в рамках которого творчески переосмысливается и двигательно усваивается широкий и многофункциональный комплекс физических упражнений, опробываются (апробируются) и закрепляются различные варианты техники и тактики, реализуются тренировочные методы и разнообразные нагрузки, диагностируются воздействия тренировочных средств повышения работоспособности человека.

За истекший период деятельности институтом подготовлено свыше 600 мастеров спорта, МСМК и заслуженных мастеров спорта. Это результат целенаправленного профессионального мастерства замечательных педагогов-тренеров. И прежде всего, заслуженных тренеров СССР И.А.Панина, В.С.Приставкина, В.И.Белякова, заслуженных тренеров РФ – В.М.Марчукова, О.Е.Лихачева, Г.С.Фомина, В.Н.Мирзоева; педагогов-тренеров – С.М.Виноградова, В.М.Червякова, А.С.Бормотова, Л.А.Морозовой, В.Т.Салымова, А.П.Хренова, Е.А.Фоминой, П.В.Мелехова, А.Ф.Кобзевой, В.А.Смольянова, Ю.Г.Свистовского, Г.В.Носова, В.М.Яковлева, Н.П.Копьева.

Велик вклад в летопись отечественного международного спорта наших признанных выпускников: Николая Костылева (заслуженного мастера спорт, чемпиона мира по штанге); Сергея Терещенкова (заслуженного мастера спорта двукратного чемпиона мира по велосипедному спорту на треке); Юрия Шарова (заслуженного мастера спорта, чемпиона Олимпийских игр по фехтованию); Любови Садчиковой (заслуженного мастера спорта, чемпионки мира в конькобежном спорте по спринтерскому многоборью); Надежды Талановой (заслуженного мастера спорта, чемпионки Олимпийских игр по биатлону); Ольги Кузенковой (заслуженного мастера спорта, чемпионки Олимпийских игр по метанию молота); Оксаны Ермаковой (заслуженного мастера спорта, чемпионки Олимпийских игр по фехтованию); Елены Жемаевой (заслуженного мастера спорта, чемпионки мира в фехтовании).

Высокие звания завоевали: Александра Хилькевич (чемпионка страны в эстафетном беге 4?100 м), Игорь Морчуков (чемпион СССР в плавании на 100 м брассом), Александр Пацко (экс-рекордсмен страны в беге на 100 м – 10,3 с), Людмила Гречанникова (чемпионка страны по художественной гимнастике), Екатерина Назарова (МСМК, таэквондо).

Большая группа выпускников института за подготовку спортсменов высокого класса удостоена почетного звания заслуженного тренера СССР. Это – Гранит Торопин (подготовивший 2-х чемпионов Олимпийских игр и большое количество МСМК и МС), Василий Телегин (воспитавший рекордсмена мира по прыжкам в высоту В.Ященко (235 см), Владимир Кузьмин и Юрий Осадкин (конькобежный спорт).

Свыше 75 выпускников стали заслуженными тренерами РФ. Прежде всего следует отметить в кагорте талантливых тренеров - Геннадия Морозова, подготовившего более 45 МСМК и мастеров спорта в различных видах легкой атлетики, Владимира Феоктистова, который за свою профессиональную карьеру воспитал 70 мастеров спорта по фехтованию, Юрия Шаменина, который подготовил более 50 мастеров спорта по спортивной гимнастике.

Высок вклад выпускников института – профессиональных тренеров П.Денисова, В.Шелковникова и Б.Пилкина, подготовивших, соответственно, чемпионок мира и Олимпийских игр по спортивной гимнастике З.Воронину и С.Хоркину. Заслуженными тренерами РФ стали А.Богданов, Н.Андреев, Г.Дык, А.Соловьев, С.Реутов, С.Седов, А.Селезнев (легкая атлетика) А.Перекальский, В.М.Вилавин, В.Н.Войцеховский, В.А.Жилкин (фехтование), Э.Н.Вжесневский, В.А.Сержантов (биатлон), С.Ерофеев, Н.Зальнов, В.Ковалев, Л.Уткина (баскетбол). В настоящее время старшими тренерами сборной команды России являются А.В.Бекетов (шпага, мужчины) и А.С.Кислюнин (шпага, женщины). Вице-президентом Федерации фехтования РФ избран заведующий кафедрой теории и методики спортивных единоборств, к.п.н., доцент А.И.Павлов.

Весьма показателен и тот факт, что заслуженными тренерами государства Беларусь стали наши выпускники В.Г.Половцев (конькобежный спорт), В.Н.Маркашанский, Ю.Ф.Абросимов и А.И.Солоненко (лыжный спорт), В.А.Горелышев, Д.Д.Рыбаков (баскетбол).

С первых шагов концепция развития образования в ВУЗе предусматривала подготовку специалистов по физической культуре и спорту и на факультет заочного обучения, который закончила большая группа высокопрофессиональных тренеров и спортсменов экстра-класса. К ним следует, прежде всего, отнести Заслуженных тренеров СССР Д.Берлина (баскетбол) и Е.Гришина (конькобежный спорт), С.Макисимова и А.Гусятникова (велоспорт). Успешно окончили институт и Ольга Данилова (лыжный спорт), Э.Салумяэ (заслуженный мастер спорта, чемпионка мира и олимпийских игр по велоспорту на треке), В.Куповец (заслуженный мастер спорта, чемпион мира по велоспорту на треке), Н.Ковш (заслуженный мастер спорта, серебряный призер Олимпийских игр, многократный чемпион страны по велоспорту на треке), Алексей Кузнецов и Юрий Сапега (заслуженные мастера спорта, волейбол).

В настоящее время спортивно-педагогическую и тренерскую деятельность в академии осуществляют 6 заслуженных тренеров РФ, четыре мастера международного класса, 24 мастера спорта, шесть человек имеют национальные категории по видам спорта.

Успешно выступают в Чемпионате РФ по волейболу мужская команда в Высшей лиге (тренеры – преподаватель академии А.Петров, А.Гаврилов), женская команда – в I лиге; мужская команда по баскетболу – в чемпионате РФ среди студентов.

Спортивной гордостью академии являются выпускница кафедры теории и методики легкой атлетики олимпийская чемпионка (Афины, 2004 г.), многократная рекордсменка мира в метании молота, заслуженный мастер спорта Ольга Кузенкова и студентка 2 курса кафедры теории методики спортивных единоборств, олимпийская чемпионка (Сидней, 2000 и Афины, 2004 г.), заслуженный мастер спорта Оксана Ермакова.

Доминирующей парадигмой дальнейшего развития академии в период ее перехода на новый уровень реализации второго поколения государственных образовательных стандартов и других нормативно-правовых актов должна стать идея гуманизации, фундаментализации и креативности знаний, "очеловечивания" всей системы высшего профессионального образования – образования "через всю жизнь".

На современном этапе развития академии основополагающими должны стать следующие задачи:
Повышение качества профессионально-педагогической подготовленности выпускников в соответствии с потребностями реальной практики и ориентацией на социальный заказ, который складывается в РФ;
Разработка всего технологического комплекса учебно-образовательного процесса для упреждающей подготовки специалистов для имеющихся и новых видов профессиональной деятельности в сфере физической культуры, спорта и туризма;
Осуществление целенаправленной гуманизации физкультурного образования студентов на основе личностно-ориентированного обучения; углубление общей и профессиональной языковой подготовки и коммуникативности выпускников;
Расширение нравственно-патриотического и духовного воспитания студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского и вспомогательного составов, продолжение работы по развитию студенческого самоуправления;
Существенное повышение качества подготовки кадров высшей квалификации (магистров, кандидатов и докторов наук) для педагогической и научно-исследовательской работы в области физической культуры, спорта и туризма;
Осуществление комплекса мер по материальной поддержке, стимулирования учебы и труда, социальной защищенности студентов, профессорско-преподавательского состава и сотрудников академии;
Разработка новых актуальных научных направлений в области физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры, активизация усилий на расширение и углубление научных и педагогических связей с профильными и другими ВУЗами;
Внедрение инновационных педагогических технологий в учебно-образовательной процесс и продолжение компьютеризации всего учебного комплекса.
Прошли годы. Институт, а ныне академия жили и постоянно развивались, приходили и уходили интересные профессионалы, специалисты, педагоги, им на смену шли ученики и ученики учеников. Этот путь продолжается и сегодня.

В настоящее время профессорско-преподавательский коллектив академии выходит на новые рубежи своей многопрофильной и сложной деятельности, которую определяет динамичность преобразования и творческого поиска, направленных на формирование у современных выпускников надежной социальной, научно-методической и информационной подготовки, нестандартности профессионального мышления, высоких индивидуально-познавательных способностей.

Глубоко убеждены, что 55-летняя позитивная образовательная и научно-методическая деятельность академии, достойное прошлое и накопленные традиции самобытного профессорско-преподавательского коллектива позволяют с оптимизмом смотреть на дальнейшее развитие и преобразование в будущем.

Сведения об авторах
Кореневский Сергей Александрович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой спортивного менеджмента, экономики и ФОТ, Заслуженный работник физической культуры РФ, Президент Олимпийской Академии Запада России.

Семенов Виктор Григорьевич - доктор педагогических наук, профессор. Заведующий кафедрой теории и методики легкой атлетики, председатель диссертационного совета Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.